Восстановим порушенные святыни Восстановим порушенные святыни

В последнее время широкую популярность получила книга Д. Брауна «Код да Винчи». Несмотря на то, что написана она в форме детектива, книга претендует на некоторое новое осмысление христианского учения. В связи с тем, что по поводу ее содержания у большой части верующих возникает множество вопросов, предлагаем вниманию посетителей сайта краткую статью-рецензию на книгу.
Статья не претендует на глубокий богословский анализ. В ней рассматривается вопрос, насколько мнению автора «Кода да Винчи» можно доверять в богословском и историческом аспектах в контексте данного литературного произведения.
Книга написана в форме литературного детектива, что позволяет автору как угодно пользоваться историческим материалом, в т.ч. применяя выдумку, ибо сам жанр предполагает это. Но в то же время искусно подобранная ложь создает иллюзию убедительности.
Книга рассчитана на тех, кто не изучал фактический материал, и не будет читать многотомные исследования, копаться в библиотеках и сравнивать документы I века с документами века IV, кто не знает, что такое Римский патриархат, не будет углубляться в философские термины древнегреческого и т.д., т.е. сможет принять «на веру» и проглотить. И, вероятнее всего, рассчитана на возможную экранизацию в случае успеха (например, зрительные образы: епископ с переломанным носом, монах с красными глазами, инспектор – бык – для книги это штрих, а при экранизации, достаточно ярко – все, кто имеют отношение к Церкви даже внешне будут выглядеть как уроды).
Примеры исторического подлога:
стр. 151-152:
1.Якобы первые христиане проповедовали идеи, обесценивающие значение женского начала. По учению Церкви от Христа и до наших дней род человеческий имеет начало ни от мужчины, ни от женщины, но от Бога. Два начала проповедовали китайцы (даосизм: инь и ян, восходящие к единому Дао), некоторые из язычников, но никак не христиане. По Библии, человека, и мужчину, и женщину создал Бог «равными, но разными» – с разными возможностями и способностями, обоих по образу Божию. Именно в язычестве, а не в христианстве мы видим уничижение женщины, как неполноценной.
Оппозиционный вопрос (из книги): «Почему не бывает женщин-священников?»
Ответ (уже не из книги, а вполне из христианского учения): выражением жизни Церкви являются Таинства. Основным Таинством после Крещения (во временном аспекте) является Таинство Евхаристии. Оно установлено самим Христом на Тайной Вечере, и Сам же Христос заповедовал творить его до Своего Второго Пришествия. Значит, кто-то должен исполнять служение Христа, вознести от лица христиан благодарение и благословить хлеб и вино. Христос был мужчиной, и 12 апостолов, которых Он избрал – тоже мужчины; женщины в Церкви не отвергаются, у них другое служение.
2. «Константину и его преемникам удалось отвратить мир от языческого матриархата и насадить патриархальное христианство» (стр.151 – 152). Вначале утверждалось, что христианство было управляемо женщиной (Марией Магдалиной, так по книге) – теперь оно объявляется патриархальным – воистину «так темен обманный ход мысли человека» (Там же). Может, эта фраза – насмешка над теми, кто не видит подмены при простом сравнении частей книги? Язычество вряд ли можно назвать матриархальным: удельный вес жриц смешно мал; и городами, и княжествами управляли мужчины; и ученые до Христа – мужчины. Императрицы-управительницы – как правило, вдовы, регентши при подрастающих наследниках. Несогласные пусть назовут из всех стран за все тысячелетия до Христа хотя бы десяток имен женщин-ученых. Уверен, что на поиски уйдут месяцы, если не годы. Разве что подтасовать исторические факты, и сказать, что Платон, Архимед, Конфуций, Вергилий, Гораций, Моисей и т. д. были женщинами. Бумага все стерпит.
«Боги разрушения и войны наверстывали упущенное»(стр.153) – можно было бы сказать, что люди наверстывали; но и так не скажешь. До пришествия Христова воевали ни больше, ни меньше. Примеры: завоевания Александра Македонского, Римских императоров, Вавилона и Ассирии и т. д.
«Кровавые крестовые походы с целью обратить язычников в христианство и уничтожить религии, связанные с поклонением женскому началу, длились на протяжении трех веков» (стр.152). Любой историк знает, что цель крестовых походов – отвоевывание Палестины и Гроба Господня, и военные действия велись не против язычников и женщин, а против мусульман на территории, где проживали христиане (Византия) и мусульмане.
«Католическая инквизиция опубликовала книгу, которую без преувеличения можно назвать самой кровавой в истории человечества. Называлась она «Молот ведьм» За три века охоты за ведьмами Церковь сожгла на кострах 5 миллионов женщин!» (стр.152).
О католичестве разговор особый. Дело в том, что это не Церковь, а пародия на Церковь, внешне на нее похожая, но не имеющая Благодати. Может показаться, что это запоздалая попытка Православия отделиться от преступлений «церкви-сестры», но это не так. Православная Церковь в 1054 году свидетельствовала впервые, что Римский патриархат отошел от Истины в погоне за построением царства земного; т. е. свидетельствовала всем задолго до инквизиции, Крестовых походов, Возрождения, реформации и религиозных войн. И все это, все эти проявления и свидетельствуют, что в католичестве оскудел Дух Святой и преобладает политика. И свидетельство это не прекращается до сих пор. В XV веке перед лицом угрозы завоевания Византии мусульманами были сделаны попытки найти точки объединения, но безрезультатно. И православные предпочли поражение и плен компромиссу с совестью.
Но здесь, в цитируемом отрывке интересен ход мысли автора: книга («Молот ведьм», унесшая за 300 лет 5 миллионов жизней) – самая кровавая! Не «Майн Кампф» Гитлера, унесшая за 6 лет более 50 миллионов жизней, ни Талмуд с его человеконенавистническими пассажами, вдохновлявший массу революций, войн, провоцируемый голод и т. п. книги!

Это краткое описание «ошибок», найденных всего лишь на трех страницах текста! Вполне достаточно, чтобы составить себе впечатление об авторе и о том, насколько его «мнение» заслуживает доверия и как самые дикие басни он выдает за истину.
Естественным образом, то же самое должно перенести и на его оценку развития христианства. «Библия была составлена… Константином Великим» (стр. 280) – еще более грубая ложь. Канон книг Ветхого Завета, в том числе в греческом переводе был известен за несколько сот лет до Рождения Христа, не говоря уже об императоре Константине. Четыре Евангелия Нового Завета тоже были известны изначала и принимались всеми, их цитируют христиане, с отрывками из них полемизируют философы (в том числе и языческие), на них ссылаются нехристианские историки. Уже в посланиях Игнатия Богоносца, написанных в 107 году т. е. через 70 лет после Воскресения Христова мы находим описание устройства, организации, управления, Таинств и т. д. в их развитой и сложившейся форме, да и не только у сщмч. Игнатия. Источники Египта, Сирии, Рима, Северной Африки, Греции подтверждают это. Из язычников Плиний и император Траян (111-113 гг.), историк Тацит (64 г.) и император Марк Аврелий, язычник-философ и гонитель христиан (160 г), Иосиф Флавий (70-80 гг.) и т. д.
Из христиан: сщмч. Киприан Карфагенский (240 г.), мч. Иустин Философ (165 г.), сщмч. Поликарп Смирнский (155 г.), сщмч. Ириней Лионский (202 г), Афинагор Афинский, Феофил Антиохийский, Татиан Ассирийский ( все трое – П век). И все писали о Церкви то же, что мы знаем сейчас. И после этого говорить о «революции Константина» в 325 году?!
Разность вероисповедания, география, последовательность во времени, сохранившиеся документы – все это бесспорные объективные свидетельства. А спора здесь и нет в помине. Автор бросает идею как боевой клич, облекая ее в обертку художественного слова, и ведь глупо полемизировать с вымышленными героями… Его идея проста: Христос не Бог, и Церковь не истинная Церковь; а где-то в подполье скрыто знание, которое вот-вот выйдет, и все заживут счастливо. Это не первая историческая попытка опровергнуть христианство, и далеко не самая талантливая фальсификация. Первые основательные попытки были сделаны гностиками во П веке, когда и появились «гностические евангелия», т. е. подложные книги, которые подписывались громкими именами «евангелие от Петра», «евангелие от Андрея», но очень быстро выяснялось, что они проповедуют не того Христа, которого знает Церковь изначала, тем более тогда были еще живы люди, лично учившиеся у настоящих апостолов. Современная наука только подтвердила выбор Церкви и попытки гностиков выдать свое учение за истинное Евангелие закончились задолго да Константина, к моменту его восшествия на престол повсеместно были известны 4 канонических Евангелия. Все это происходило в государстве, враждебном христианству без политических или компромиссных мотивов. И кумранские свитки Мертвого моря свидетельствуют об истинности нашей веры, т. к. они включают в себя в том числе и тексты канонических Евангелий. А расхождения связаны с тем, что: во-первых, ессеи, создавшие свои книги, никогда и не говорили, что они следуют учению Христа. Они (ессеи) были известны и до Него, и после. Часть из христианского учения они приняли и переработали, тогда с той же долей истинности можно говорить, что и Коран опровергает написание Библии, ибо он содержит части ее, но переработанные.
Бесчисленное множество подлогов и в большом, и в малом (к примеру утверждение, что христиане вначале праздновали субботу, а Константин перенес на воскресенье в честь солнца (sunday) – полный бред, достойный лишь коммунистического агитатора, ибо христиане празднуют и праздновали Воскресение Христа, происшедшее в день воскресный, а не день солнца, и это было изначала, зафиксировано во множестве нецерковных источников, взять хотя бы переписку императора Траяна с Плинием, где последний рассказывает, что при расследовании жизни христиан он нашел, что они собираются вместе рано утром в день воскресный, поют псалмы и т. д. Это свидетельство ценно тем, что исходит от незаинтересованного государственного служащего, проводившего расследование о вере христиан с целью найти их вину) позволяют характеризовать книгу как «попсу» на историческую тему с сильно выраженной ненавистью к Христианству.

Дерево можно узнать по плодам; и пусть масоны превозносят своих учителей-извращенцев как образец для подражания. Мы же приведем в пример жизни: преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, адмирала Феодора Ушакова, патриарха Ермогена, Минина и Пожарского и т. д. Подбор характерен – к чему приводит вера во Христа людей, живущих в разные эпохи и в миру, и в монастыре, и на острие борьбы, – все эти люди были глубоко верующими. А вам решать, за кем идти – за Леонардо да Винчи и автором книги, подозрительно похожим на Мону Лизу, или за графом Суворовым и святым Димитрием Донским.

Иеромонах Илия (Киреев)