Восстановим порушенные святыни Восстановим порушенные святыни

Преподобный Силуан Афонский (мирское имя- Симеон) родился в 1866 г. в Тамбовской губернии в с.Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. Родители его были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, особенно радушно принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока. Жизнь семьи неразрывно связана с храмом, где Симеон постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «житий святых».

 

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, поведением примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился его дар мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов- Святая Гора Афон, куда он был «из мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван» Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные им деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев «А он умом на Афоне и на Страшном Суде».

По окончании службы всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрал подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 г. преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой обители. ,Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, затем хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет – торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 г. был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, - говорил он впоследствии.- неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания: для него игумен. духовник и просто старший брат – добрые наставники. Если монахи и миряне. считал он, будут слушать духовников и пастырей своих без осуждения, без возражения и без внутреннего осуждения, то и они сами не лишаться спасения. И во всей Церкви будет полнота жизни. Сорок шесть лет прожил он в обители с общежительным уставом. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищая их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце и стала сама собой совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни. Старец познал Господа Духом Святым. С тех пор все происходящее в мире он рассматривал лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. «Иное дело веровать в Бога,- говорил он,- и иное знать Бога».Старец Силуан часто вспоминает иноческое служение преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам ради стяжания благодати. Как обретается и удерживается благодать. Почему и за что оставляет она душу верующего человека, - эти вопросы становятся важнейшими в жизни подвижника. «За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство».

Подлинно по- христиански спасти ближнего можно только любовью. В любви ко всем людям преподобный видел уподобление Господу Иисусу Христу. Который «руки распростер на Кресте», чтобы всех собрать. Любовь Христова не может претерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших и сошедших в самый ад. И если ликует и радуется душа при спасении людей, то столь же сильно плачет и молится она, видя обратное – их гибель. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, - утверждал преподобный, - а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет». В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния. При котором провидел происходящее и прозревал будущее человека. Открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий.

11/24 сентября 1938 г. старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.