Восстановим порушенные святыни Восстановим порушенные святыни

Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая,

но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака.

Смежилось неусыпающее око мысли. Из отклика И. С. Аксакова на кончину святителя Филарета

 

 

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1783 г. в Коломне Московской губернии. В 1800 г. в Троицкой Духовной академии. Большое внимание и усердие проявил при изучении греческого и еврейского языков, по окончании учебного курса был преподавателем этих языков. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность будущего святителя, в это же время его назначают преподавателем красноречия и учителем поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником, называя «московским Златоустом» - сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство проповеднического дара своего любимца над его собственным. Проповеди его были услышаны не только в России, а были переведены на немецкий и французский языки.

С именем святителя Филарета связана работа по переводу Священного Писания Ветхого и Нового Завета на русский язык. Однако в деле перевода он встречал постоянное противодействие. Дело перевода Священного Писания было приостановлено, но в конце жизни святителю все же удалось выполнить задуманное. Полная Библия на русском языке была издана в 1876 г., уже после смерти святителя.

Влияние святителя Филарета на жизнь и Русской Церкви, и государства было весьма значительно. Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест, — за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и — далеко не в последнюю очередь — за высокую образованность. К его опытности и мудрости прислушивались императоры Николай I и Александр II. Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года — освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу — «Манифест». Написанный святителем после неудачных попыток составления этого документа другими, «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

Любовь к богослужению и частной молитве были характерной чертой его подвижнического пути. Он не только священнодействовал, но и сам, как простой инок, принимал участие в чтении и пении в лавре, в домовой церкви, в Гефсиманском скиту и других церквах Московской епархии. Святитель Филарет был миротворцем: если замечал вражду между кем-либо из своих пасомых, то прилагал все усилия к умиротворению, «В наше многомятущее время мы много хвалимся, да мало каемся, а время советует меньше хвалиться, да больше молиться», — говорил святитель Филарет, он глубоко понимал духовную жизнь, жил ею и передавал ее другим.

Незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: «Береги 19-е число». С тех пор Святитель 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию. 19 ноября 1867 г., после совершенного им с особым чувством и со слезами богослужения, по приезде домой, святитель Филарет отошел ко Господу. Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре.

Канонизирован митрополит Филарет в 1994 г. в Москве. Ныне мощи святителя Филарета находятся в храме Христа Спасителя.